В День памяти жертв политических репрессий в Магадане, как и в других городах России, прошла акция «Колокол памяти». По традиции она проводится у мемориала «Маска Скорби» на сопке Крутой. Среди участников церемонии первый заместитель председателя Магаданской областной Думы Андрей Зыков. Он возложил цветы к скульптуре «Скорбящей девушки».
По убиенным плачет колокол,
Тоска смертельная в груди.
О, Колыма, лежишь ты около
И впереди, и позади.
И горы золота добытые
В твоих печальных кладовых
Не стоят косточки убитого,
Не стоят лозунгов пустых.
Не стоят судеб искалеченных,
Ни искорёженной земли… -
звучат стихи Михаила Кукулевича из «Колымской тетради». Они проникают в самое сердце, и ритм его невольно подстраивается под удары колокола памяти. Поэтические строки, сменяются «Ванинским портом» под гитару, а потом светлой и чистой, как прозрачный осенний воздух, мелодией Всеволода Задерацкого. Трудно поверить, что эта удивительная музыка родилась за ключей проволокой сталинских лагерей и включена композитором в цикл «Лагерь на Колыме». Всеволод Петрович датировал ее 1937-39 годами – временем его каторжного бытия в «Севвостлаге». В жесточайших условиях заключения, адского труда на приисках Дальстроя, он оставался внутренне свободным человеком и в короткие промежутки отдыха продолжал творить. Сегодня весь мир знает «24 прелюдии и фуги для фортепиано», созданные В. Задерацким на забытой богом и проклинаемой людьми Колыме. Написанные без инструмента, карандашом на телеграфных бланках и тетрадных листках в клетку – без права на ошибку, сразу набело, - они свидетельствуют не только о беспримерной смелости и уникальной силе духа композитора – стали феноменом в истории музыки ХХ века. Всеволод Петрович первым из современников воскресил знаменитый жанр эпохи барокко: за полтора-два года до Пола Хиндемита с его «Ludus tonalis» в 12 тональностях и на 13-14 лет раньше Дмитрия Шостаковича. Правда, случилось так, что произведение, которое сегодня по праву считают шедевром музыкального искусства, впервые прозвучало и стало известным лишь через 70 лет после его создания. Оно сразу вошло в репертуар знаменитых исполнителей мира. Однако лишь здесь, у мемориала жертвам тоталитаризма Эрнста Неизвестного, среди громадных валунов с названиями сталинских лагерей Колымы приходит осознание: политическим репрессиям наряду с людьми подвергались Музыка, Поэзия – все, что вдохновляет, расправляет крылья мечте.
- Молох тоталитаризма стремился убить человеческое в человеке, - заметил вице-спикер заксобрания Андрей Зыков. – Как в адской мельнице перемалывал все доброе, радостное, светлое, порождая страх и ужас в душах, насаждая зло. Несколько десятилетий через Магадан шли этапы заключенных, чтобы осваивать этот богатейший край. Заповедная земля Севера превратилась в одну из вершин архипелага ГУЛАГ и стала могилой для тысяч узников. Только расстрельный список «За нами придут корабли» насчитывает 7 959 фамилий. Около 250 лагерей нанесли на карту региона краеведы и историки. Сидельцами в них были почти 800 тысяч человек разных национальностей, политических взглядов и верований. По данным комиссии при президенте России, около 25 миллионов человек подверглись политическим репрессиям. Чтобы подобное не повторилось, мы не имеем права забывать о трагедии нашего народа, нашей страны.
Пандемия не позволила многим магаданцам прийти сегодня к Маске Скорби. Но каждый зажег свечу памяти о жертвах сталинского режима и присоединился к ежегодной акции «Забвению не подлежат», организованной сотрудниками Музейного комплекса города Магадана на сайте https://museum.mag.muzkult.ru/programs и в Инстаграм: muzeyniy_kompleks_magadana.
Фотографии Валерия Острикова
Добавить комментарий