Андрей Ильяшенко, международный обозреватель
Катастрофа у берегов Японии конвертоплана Osprey («Скопа»), принадлежащего американским ВВС, дала повод вновь обратить внимание на скрытую гниль японо-американских отношений.
Конвертоплан, совмещающий в себе преимущества самолета и вертолета и потому широко используемый как транспортный летательный аппарат, был приписан к американской авиабазе Йокота под Токио и разбился в ходе тренировочного полета 29 ноября у острова Якусима в префектуре Кагосима на юго-западе Японии. Все 8 членов экипажа и пассажиры погибли.
Строго говоря «Скопы» с точки зрения безопасности полетов превосходят боевые вертолеты, стоящие на вооружении сил США в Японии, а также в японских Сил Самообороны. Американцы даже как-то использовали его для транспортировки президента Буша и сотрудников его администрации. Однако в Японии этот экзотический летательный аппарат, похоже, не взлюбили из-за ряда нашумевших инцидентов.
В 2016 году MV-22 Osprey, размещенный на базе Футенма, совершил аварийную посадку и развалился на части, ранив пятерых членов экипажа. Расследование показало, что самолет потерпел крушение после того, как его пропеллеры задели шланг во время ночной дозаправки.
В июне 2022 года в результате крушения в Калифорнии погибли пять членов экипажа. Теперь вот трагедия в Кагосиме.
Проблема в том, что в Японии американские базы и военные объекты как правило примыкают к жилым кварталам, и даже мелкие происшествия с военной техникой могут обернуться жертвами среди гражданского населения. Не говоря уже о шуме и соседстве бойких молодцов. Протесты, демонстрации, петиции – обычное дело. Кроме того, критика американского соседства становится главным – и очень эффективным - козырем на выборах в органы местного самоуправления.
Словом, нынешний инцидент стал довольно неприятным напоминанием о традиционных проблемах японо-американского военного союза для Токийского правительства. Но есть и новации.
Секретарь кабинета министров Хирокадзу Мацуно выразил на пресс-конференции обеспокоенность тем, что "полеты выполняются без достаточных объяснений по поводу безопасности, несмотря на неоднократные просьбы Японии". Он также подчеркнул, что Япония "официально" призвала Вашингтон не выполнять полеты Osprey, за исключением поисково-спасательных операций. В свою очередь министр обороны Японии Минору Кихара заявил на отдельной пресс-конференции в тот же день: "Я не думаю, что от Соединенных Штатов пока достаточно информации" о катастрофе.
Просить о банальной приостановке полетов до выяснения причин аварии и отчет о причинах катастрофы для информирования населения – это все, что может японская сторона: по двустороннему соглашению Япония не имеет права проводить самостоятельное расследование подобных инцидентов на своей территории.
Однако в Вашингтоне на японский политический этикет поплевывают и конфузят Токио.
Представитель Министерства обороны США Сабрина Сингх заявила журналистам, что военные продолжают эксплуатировать свои самолеты Osprey в Японии и опровергла информацию об официальном запросе от Японии прекратить полеты Osprey. В Пентагоне видимо решили игнорировать то, что министры обороны и иностранных дел Японии заявили, что они попросили США приостановить полеты Osprey.
Давний и последовательный противник американских баз губернатор Окинавы Денни Тамаки сказал, что "очень прискорбно", что американские Osprey продолжают летать, в то время как причина аварии еще не установлена. Мэр города, где расположена база Футенма, осудил этот шаг как фактор "усиления страхов среди граждан".
Главная проблема для Токио в том, что Япония в рамках нарастающей конфронтации с Китаем планирует активную милитаризацию своих юго-западных регионов, а также островов, географически тяготеющих к КНР. Но для этого стратегического поворота крайне важно заручиться пониманием и поддержкой местных жителей, в том числе в префектуре Окинава. А все получается с точностью до наоборот.
Да и дефицит доверия в японо-американских отношениях, проявляющийся в последние годы, только нарастает в результате подобной позиции американцев. Такума Накашима, профессор японской политической и дипломатической истории в Университете Кюсю, которого цитирует агентство КИОДО, отмечает: "С точки зрения национальной безопасности, для Токио и Вашингтона очень пагубно "оказаться в ситуации взаимного недоверия".